Ветеринарная онлайн-библиотека » Новости » Особенности развития пчелиных семей (реферат)

Новости , Разведение животных : Особенности развития пчелиных семей (реферат)
автор: Admin 8 августа 2009 просмотров: 4363

помощью "танцев" передают информацию об этом основной массе пчел, т.е. мобилизуют их на сбор обнаруженного корма. Получив информацию об источнике взятка, пчелы-сборщицы вылетают и собирают корм до тех пор, пока источник взятка не кончится. Если взяток прекращается, пчелы-сборщицы прекращают вылет из улья. Пчелы же разведчицы продолжают вылеты в поисках новых источников корма, выполняя как бы "патрульную службу". Обнаружив источник взятка, они снова мобилизуют пчел-сборщиц на сбор корма.

Принося нектар в гнездо, пчелы-сборщицы не сами складывают его в ячейки сотов, а передают пчелам-приемщицам, которые обычно находятся на сотах около летка или даже на летке. Пчелы-приемщицы переносят полученный нектар в медовые соты, перерабатывают его и складывают в ячейки. При ограниченном количестве свободных сотов в гнезде или недостаточной численности пчел-приемщиц принос в улей нектара, даже при наличии обильного взятка, может резко сократиться. Специфическими движениями пчелы сигнализируют о переполнении гнезда кормом или о невозможности переработки всего поступающего в течение дня нектара, и вылет пчел за взятком прекращается.

В зависимости от состава медоносов и условий медосбора пчелы-сборщицы приносят в гнездо только нектар или пыльцу, а иногда и то и другое одновременно. При благоприятных условиях пчела-сборщица совершает за день до 9-10 вылетов, принося каждый раз по 30-40 мг нектара или 10-15 мг пыльцы. При этом во время главного медосбора пчела тратит в среднем на каждый полет около 1 ч, а на пребывание в улье между двумя полетами - около 15 мин. Из сильной семьи, насчитывающей 60-70 тыс. особей, в период обильного взятка ежедневно может вылетать на сбор нектара около 35 тыс. пчел, которые за день могут собрать 10-12 кг нектара.

Разделение функций между разными группами пчел и передача информации имеют важное значение в жизни семьи. Деятельность пчел-разведчиц экономит энергию пчелиной семьи в период прекращения взятка, предупреждая непроизводительные вылеты основной массы пчел-сборщиц. С появлением же взятка пчелы-сборщицы, мобилизованные пчелами-разведчицами, включаются в медосбор. С другой стороны, сборщицы доставляют в гнездо столько корма, сколько могут принять и переработать пчелы-приемщицы, что предупреждает возможность брожения в сотах жидкого, непереработанного нектара.

Следует отметить, что при нарушении условий содержания пчел в семье могут изменяться последовательность и продолжительность выполнения ими той или иной функции. В сильной семье при обильном медосборе пчелы могут начать сбор нектара с недельного возраста. Воспитывают расплод в конце зимовки и строят соты ранней весной пчелы 6-7-месячного возраста, которые родились поздно осенью.

При жизни и деятельности пчелиной семьи взаимосвязь у пчел осуществляется при помощи пищевых контактов, химических, обонятельных, звуковых, тактильных раздражений и специальных сигнальных движений, получивших название "танцы пчел".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лебедев В.И., Билаш Н.Г. Биология медоносной пчелы. - М.: Агропромиздат, 1991;

2. Харченко Н.А. Пчеловодство: Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2003;

3. Билаш Г.Д., Кривцов Н.И. Селекция пчел. - М.: Агропромиздат, 1991;

Ключевые теги: пчелы, семьи, гнездо, нектар, матка, трутни, корм