Ветеринарная онлайн-библиотека » Новости » Технология разведения и содержания сильных пчелиных семей (реферат)

Новости , Разведение животных : Технология разведения и содержания сильных пчелиных семей (реферат)
автор: Admin 9 августа 2009 просмотров: 15122

при­водит к уменьшению размеров выводящихся в них пчел. Старые соты, кроме того, нередко служат причиной распространения гнильца, нозематоза и других заразных болезней пчел, поэтому необходимо ежегодно заменять старые соты. Темные, не просвечивающие­ся на солнце соты выбраковывают и перетапливают в воск.

В сильных семьях в гнезде между сотами с распло­дом пчелы постоянно поддерживают температуру воз­духа от 34 до 35 °С. Между пустыми и медовыми сотами за пределами расплода температура на 10-15 °С ниже и колеблется в зависимости от наружной температуры. воздуха. В слабых семьях по краям сотов с расплодом температура воздуха падает до 30-32°С, что приводит к значительному замедлению развития пчел, снижает их жизнеспособность. В таких семьях при похолодании пчелы покидают часть сотов с расплодом, и он гибнет от холода. Чтобы не допустить застывания и гибели рас­плода, гнезда нужно сокращать до полного обсиживания всех сотов пчелами.

В то же время в сильных семьях в жаркую погоду большое скопление пчел и расплода в гнезде иногда приводит к перегреву и повышению температуры между сотами без расплода до 35 °С. Это заставляет пчел выкучиваться за пределы гнезда и собираться на перед­ней стенке и под прилетной доской улья, что часто яв­ляется причиной перехода семьи в роевое состояние.

Различная температура в гнезде между сотами с расплодом и без него - необходимое условие для сохра­нения летных и нелетных пчел. Первые дольше живут при температуре 20-25 °С, вторые - 35-36 °С. Пони­женная температура безрасплодных участков сотов близка к той, которая бывает в улье осенью и зимой, когда пчелы тратят наименьшее количество энергии и имеют наибольшую продолжительность жизни. Поэтому с ростом пчелиных семей весной и летом крайне важно своевременно расширять гнезда и обеспечивать хорошую и надежную вентиляцию ульев.

Пчелы чрезвычайно чувствительны к изменениям температуры окружающего воздуха. Даже небольшие ко­лебания ее вызывают у них соответствующую реакцию. При пониженной температуре пчелы плотнее скаплива­ются на сотах, у них усиливается обмен веществ. В хо­лодных ульях и в слабых семьях ранней весной посто­янно ощущается недостаток тепла, пчелы вынуждены тратить большое количество энергии и корма на под­держание нужной температуры в улье и преждевремен­но изнашиваются.

Если ульи стоят на солнцепеке, то в жаркую погоду, в полуденные часы пчелы прекращают полеты за некта­ром и выкучиваются под прилетной доской улья, поэто­му в практике пчеловодства ульи размещают в тени лиственных деревьев и кустарников или устраивают специальные притенения. Однако размещать пасеку в густом лесу и расставлять ульи вблизи хвойных деревь­ев, где ранней весной создается густая тень, не сле­дует.

Не менее необходима в гнезде и нормальная влаж­ность воздуха. Матки и пчелы, развившиеся при слиш­ком низкой влажности воздуха в улье, менее жизнеспо­собны, а при высокой влажности задерживается созре­вание меда. В гнезде больше подвержена колебаниям влажность воздуха, чем температура: при поступлении большого количества свежего нектара влажность иногда достигает 90-100%, а в сухую жаркую погоду - сни­жается до 20-30%. Пчелы регулируют влажность воздуха, усиливая или ослабляя вентиляцию улья и принося воду. Около расплода они стремятся поддерживать влажность весной и летом на уровне 50-60%, хотя за его пределами в это время она может составлять 85-90%.

1.3. РОЕНИЕ

Естественное роение у пчел заключается в отделении части рабочих пчел с маткой для образования новой семьи. У разных пород пчел роение протекает неодина­ково. Чаще других приходят в роевое состояние сред­нерусские пчелы. Семьи их отпускают по нескольку роев.

В период подготовки к роению пчелы, как правило, не строят соты, сохраняя энергию для постройки гнезда в новом жилище и накопления запасов меда на зиму. За 8-10 дней до роения снижается активность пчел по разведке источников медосбора, однако они начинают усиленно искать новое жилище для будуще­го роя.

Подготовка семьи к роению начинается с постройки мисочек и засева их яйцами. Всего в одной семье сред­нерусские пчелы отстраивают 15-18 маточников, в ко­торые матка откладывает яйца в течение 5-6 дней. Через 1-2 дня после запечатывания первого маточника обычно вылетает первый рой - первак со старой маткой, а через 1-2 дня после рождения молодой матки (обычно через 8-9 дней после вылета первака) вылетает второй рой. Перваки имеют самую большую массу- 3-4 кг. Вторые рои обычно меньше, но еще достаточ­но велики (1,5-2 кг). Через 1-2 дня рождаются новые матки, и семья может роиться еще 1-2 раза, но при этом масса роев составляет не более 1-1,2 кг. Ранние большие рои быстро усиливаются и иногда снова роятся в августе. Эти повторные рои называются пороями.

При роении вся семья приходит в сильное возбуж­дение: пчелы наполняют зобики медом и начинают мас­совый вылет из улья. Одновременно вылетает много провожающих пчел, которые сначала кружатся в воз­духе вместе с роем, а затем возвращаются в свой улей. Матка вылетает из улья, когда значительная часть пчел уже находится в воздухе. С роем вылетают разновоз­растные пчелы, но больше молодых, более ценных для постройки гнезда в новом жилище.

После посадки роя в новый улей пчелы в материн­скую семью, как правило, не возвращаются. Это свой­ство, присущее только роевым пчелам, используют при расстановке ульев на пасеке. Для посадки роя улей можно поставить в любом месте пасеки, даже рядом с ульем материнской семьи, ц роевые пчелы в нее не улетят, так как помнят местоположение нового улья.

Первый рой со старой маткой почти всегда вылетает днем в теплую погоду с 10 до 14 часов и прививается не­далеко и невысоко на привое или на сучке дерева.

Лишь при неблагоприятной погоде вылет роя задер­живается до рождения молодой матки, которая может убить старую. Тогда первый рой вылетает с молодой маткой. Перед вылетом роя молодые матки обычно из­дают особые звуки, хорошо слышимые через стенку улья, - тю, тю тю..., называемые пением маток, поэто­му рой с молодой поющей маткой получил название певчего. Рои с молодыми матками вылетают и в более позднее время, а прививаются чаще на высокие деревья, что создает затруднения с их сбором и посадкой в ульи.

После сбора пчел роя на привое разведчицы снова отправляются в разведку, а рой ждет их возвращения с сигналом о найденном свободном жилище. Спустя 1-2 часа рой поднимается в воздух и улетает в направлении, указанном пчелами-разведчицами. Бывают случаи, когда рой остается на привое переночевать или улетает очень быстро, через 30-50 минут после вылета из улья, поэтому с уборкой и посадкой роя в улей медлить нельзя.

После прекращения роения оставшаяся в улье семья выходит из роевого состояния, а сохранившиеся матки вступают в борьбу, убивая друг друга, пока не останет­ся только одна. Победившая матка осеменяется и на­чинает класть яйца, а семья, ослабленная роением, восстанавливается и запасает

Ключевые теги: пчелы, семьи, гнездо, нектар, матка, трутни, расплод, соты, корм